ОСТАВИТЬ ЗАЯВКУ НА КРЕДИТ

Обман потребителя и его последствия

Практически каждый человек в той или иной степени хоть раз, но столкнулся с обманом в сфере торговли. Будь то мелкая торговая точка, большой городской рынок или даже сетевой магазин. Любой продавец со временем становится отличным психологом, разбирающимся в людях, способным с ходу определить – возможно ли именно с данным потребителем провернуть обманную аферу или нет.

Старики, дети, люди в состоянии легкого алкогольного опьянения – вот те, кто в первую очередь становятся объектами афер и обманов в торговой сфере. Рассмотрим в данной статье подробности разнообразных обманных манипуляций и возможных последствий их проведения.

Как магазин может обмануть покупателя?

Как можно обмануть потребителя?

Веками, если можно так выразиться, торговая сфера пыталась нажиться на потребителе совершенно различными способами, вот лишь некоторые из них:

  • некорректный оконечный расчет – пожалуй, один из самых частых способов обмана потребителя, при котором тем или иным способом меняется общая сумма покупки в большую сторону;
  • продажа дефектного, некондиционного товара – реализация товара, плохо работающего или неработающего вовсе с громадной скидкой;
  • манипуляции с весом – век электронных весов ужесточил общение покупателя с продавцом, но местами злоумышленники ухитряются обмануть даже точную технику;
  • реализация заведомо фальсифицированной продукции – разбавление жидкостями, изменение состава и прочее, влекущее к ухудшению оконечного качества продукта;
  • реализация продукции, у которой истек срок годности — в данном случае вместо того, чтобы убрать из продажи заведомо некачественный товар, продавец скрывает сроки годности, либо пытается реализовать продукцию по более низкой цене;
  • продажа товара, несущего вред здоровью – здесь, зная, что тем или иным способом реализуемая продукция вполне может нанести здоровью покупателя вред, продавец продолжает реализацию товара с целью получения наживы.

Каждый из описываемых случаев имеет собой какие-либо последствия, которые условно можно разделить на три группы: последствия, наносящие моральный, материальный ущерб или вред здоровью.

Причем негативные последствия распространяются не только на отдельно взятого потребителя, но на общество в целом. Крупные партии некачественного товара могут привести к ухудшению здоровья не отдельно взятых людей, но целого региона. Глобальные последствия могут влиять даже на продолжительность жизни.

Что касается экономической составляющей, то страдает не только внутренний государственный рынок, но и внешний тоже. Фальсификация в торговых отношениях бросает тень на общее состояние рыночных отношений между соседними государствами, отторгает инвестиционные потоки. Оконечный эффект может быть в разы хуже, нежели морально или материально обманутый отдельно взятый гражданин.

Ответственность за обман потребителя

Буква закона

Естественно государство всячески старается ограничить некорректное поведение в торговле. За намеренный обман потребителя предусматриваются различные наказания, вплоть до уголовной ответственности. Российский Уголовный Кодекс предусматривает значительные последствия для тех, кто не различает границ обмана. Крупные махинации влекут за собой крупные, уголовные наказания. Кроме того, обманщик впоследствии сам «платит рублем» за махинации – в зависимости от размера полученной в результате обмана выгоды ему придется заплатить от десятой части до нескольких минимальных заработных плат. Если же, замеченный в махинациях, человек привлекается к ответственности не первый раз, то и наказание увеличивается на порядок.

Обычно обману подвергаются сферы торговли, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания или общественного питания.

Ответственность же за свершенные деяния могут нести лица, достигшие шестнадцати лет, находящиеся во вменяемом состоянии, определенном (при надобности) специальной комиссией. Случаются моменты, когда кажущиеся обманными действия таковыми не являются, тогда и сама собой отпадает нужда в регулировании такого вопроса посредством уголовного права.

Последствия для обманщика

Последствия для обманщика

Основным документом преследования недобросовестных работников торговли является 14 статья Кодекса об административных правонарушениях. Именно в ней определяются все термины, ответственность сторон и последствия неправомерных действий. В частности действия, рассмотренные нами в самом начале статьи, как разнообразные способы обмана покупателей рассматриваются здесь более подробно.

Определяются в статье и ответственные лица, непосредственно к которым в разнообразных случаях применяются соответствующие меры. Это могут быть как продавцы, реализующие товар, так и индивидуальные предприниматели, юридические лица и их непосредственное руководство.

Штрафные санкции, применяемые в случае определения действий относительно потребителя, как обманных:

  • продавцы, либо кассиры – штраф на сумму от одной до двух тысяч рублей;
  • должностные лица (руководители, либо ответственные сотрудники) – штраф на сумму от одной до двух тысяч рублей;
  • юридические лица – штраф на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей.

Если же ущерб, наносимый вследствие торговых отношений, достаточно крупный, тогда вместо административного наказания применяется уголовное, регулируемое уже Уголовным Кодексом и непосредственно статьей за номером 200.

Способы противодействия недобросовестным продавцам

Способы противодействия недобросовестным продавцам

В нашей стране существует организация, занимающаяся защитой прав потребителя – Роспотребнадзор. Некорректное поведение продавца, всевозможные манипуляции с товарами и обычный обсчет – все это будет иметь последствия нежелательные как для отдельных личностей, так и для организаций, которые эти личности могут представлять. Однако в каждом отдельном случае необходимо корректно обращаться за помощью.

Всегда необходимо сохранять чек, полученный за покупку. В случае обнаружения обмана необходимо потребовать «Книгу жалоб» и оставить соответствующую запись о произошедшем. «Книга жалоб» должна быть предоставлена по первому требованию, должна быть оформлена надлежащим образом, с подробными инструкциями заполнения и контактными данными руководства или ответственных лиц. Книга должна быть прошита, пронумерована, подписана руководителем, либо ответственным лицом. Отсутствие, либо неправильное оформление самой книги является дополнительной мотивацией обратить на нерадивого представителя торговых отношений внимание соответствующих органов.

Только правильно оформленное замечание будет рассмотрено как непосредственно ответственными лицами организации, так и проверяющими органами. Сама жалоба (либо замечание) рассматривается не более двух дней, после чего при определении правонарушения, как имеющего место быть, дается не более двух недель на устранение его и последствий. Руководство обязано вписать в «Книгу жалоб» отметку о прочтении жалобы и мерах, принятых вследствие рассмотрения.

Как правило, грамотное руководство, во избежание проверок и вмешательства Роспотребнадзора, принимает меры относительно нерадивых продавцов в виде штрафа, реже – увольнения (если проступок достаточно значительный). Если же жалоба была проигнорирована, отметка о рассмотрении не появилась в «Книге жалоб» — можно смело отправляться в Роспотребнадзор для написания заявления. Можно воспользоваться глобальной сетью Интернет, чтобы подать жалобу непосредственно на официальном сайте организации.

Если нарушение будет признано достаточно серьезным – его рассмотрением займется судебная организация. Именно суд решит — какое наказание понесет ответственное лицо, за которым замечены неправомерные действия в торговых отношениях.

Штраф за обман потребителя

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!