Законы РФ о предпринимательской деятельности

Сегодня в России нет единого закона, который регулировал бы предпринимательскую деятельность. Но стоит отметить, что попытки создать такой закон предпринимались неоднократно. Это привело к тому, что представители бизнеса вынуждены изучать сразу несколько законодательных актов, которые направлены на регулирование деятельности в области предпринимательства.

Законы РФ о предпринимательской деятельности

Документация, которая регулирует предпринимательство

Конституция Российской Федерации – это база для каждого нормативно-правового акта, который создается и принимается в стране. Если законодательно не описан конкретный аспект, то индивидуальный предприниматель найдёт его описание в Конституции и будет действовать согласно главному документу РФ.

Статья 34 Конституции определяет право каждого россиянина заниматься предпринимательской деятельностью. Она гарантирует гражданам РФ право использовать собственные способности и имущество во время ведения бизнеса. Эта статья накладывает запрет на деятельность в рамках предпринимательства, которая будет способствовать недобросовестной конкуренции и монополизации.

Гражданский Кодекс РФ дает подробное описание понятию «предпринимательская деятельность». Подавляющее количество российских юристов ставят данный документ на второе место по значимости после Конституции. Его 23 статья устанавливает, что ИП может заниматься ведением собственного дела с регистрацией юридического лица или без нее. Законодательством определены виды предпринимательства, которые можно проводить без государственной регистрации россиянина в качестве ИП. К ним относят производство сельскохозяйственной продукции при формировании крестьянского или фермерского хозяйства.

К ключевым признакам предпринимательства относят:

  • самостоятельный и добросовестный характер деятельности;
  • предприниматель является единственным лицом, на котором лежит ответственность за все риски и последствия, связанные с деятельностью;
  • ИП осуществляет деятельность с целью получить от нее доход;
  • использование различных законных методов для получения прибыли, среди которых реализация готовых изделий, оказание услуг, производство и реализация товаров, выполнение работ;
  • проведение государственной регистрации в качестве ИП или осуществление деятельности без нее в рамках действующего в стране законодательства.

Деятельность представителей предпринимательства регулируется теми же нормативно-правовыми актами, что и деятельность коммерческих организаций (юридических лиц).

Закон 129 «О государственной регистрации юридических лиц и ИП» описывает процедуру регистрации россиянина в качестве предпринимателя. Информация о всех предпринимателях, которые осуществляют деятельность на территории России, собрана в Едином Государственном Реестре ИП.

Федеральная Налоговая Служба России выполняет обязанности по регистрации ИП. Для того чтобы начать вести малый или средний бизнес, россиянин должен подать соответствующее заявление в территориальную налоговую службу.

Поможем найти выгодный кредит:

Законы в области налогов

Законы в области налогов

В обязанности ФНС входит не только регистрация ИП, но и ведение основной деятельности, к которой относятся:

  • контроль налогов;
  • все уровни бюджетных сборов.

Налоговый кодекс описывает все правила, в соответствии с которыми происходит налогообложение предпринимателей.

Представители бизнеса наделены правом самостоятельно выбирать направленность деятельности и систему обложения налогов. Часть 2 Налогового Кодекса России содержит описание доступных вариантов, среди которых:

Местная НС дает предпринимателям разъяснения о коэффициентах и муниципальных налогах. Если представитель бизнеса намерен перейти на другой тип налогообложения, он должен подать письменное заявление в территориальную Федеральную Налоговую службу, в которой он ведёт свой бизнес.

Два года назад в качестве эксперимента был введён налог на профессиональную деятельность (НПД). Он может быть использован не только индивидуальными предпринимателями, но и самозанятыми гражданами. НПД регулируется ФЗ №422 «О проведении эксперимента».

Проект действителен на протяжении 9 лет с момента введения на территории четырёх регионов:

  • в Москве и Московской области;
  • Калужской области;
  • Татарстане.

Данный налоговый режим является достаточно привлекательным, так как ставка по нему составляет от 4% до 6%. НПД будет внедрена по всей России в случае, если пилотный проект окажется успешным. После этого каждый предприниматель, которому подойдет данный режим, сможет отдать ему предпочтение.

Деятельность на основании лицензии

Гражданин, который намерен начать вести предпринимательскую деятельность, должен также изучить Закон РФ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Следует обратить внимание, что некоторые требования данного закона сложно выполнить. Поэтому будущий ИП должен установить, к каким сферам деятельности они применимы.

Статья 12 вышеупомянутого закона перечисляет виды деятельности, которые подлежат лицензированию. Она включает 57 пунктов, из которых три уже неактуальны сегодня. Предприниматель должен учесть, что в случае изменений в законодательстве, он будет вынужден произвести замену лицензии или прекратить вид деятельности, которая будет упразднена. Также нет гарантий того, что какой-либо вид предпринимательства, который на данный момент не входит ни в один из 57 пунктов, не будет подлежать обязательному лицензированию с течением времени.

ФЗ №99 должен лежать в основе принятия решения гражданина заниматься одним из лицензируемых видов деятельности. Законодательный акт описывает порядок действий бизнесмена, а также перечисляет инстанции, в которые ему предстоит обратиться. ФЗ №99 также дает описание:

  • порядка получения лицензии;
  • мест ее оформления и продления, после того, как срок ее действия истечёт.

Проверка предпринимательской деятельности

Проверка предпринимательской деятельности

Деятельность, которая осуществляется в рамках малого и среднего бизнеса, является объектом контроля со стороны местных и государственных органов надзора. Частота проверок определена действующим законодательством. ФЗ №294 «О защите прав юридических лиц и ИП» направлен на контроль за соблюдением контролирующих органов правил, которых они должны придерживаться в ходе проведения проверок.

Законодательный акт определяет два типа контроля деятельности предпринимателей:

  1. Внеочередной. Проверки данного типа должны быть предварительно согласованы с Генеральной прокуратурой. Непосредственно предприниматель получает информацию о предстоящей проверке накануне ее проведения.
  2. Плановый. Проверки данного типа проводятся не чаще одного раза в течение трех календарных лет. Контролирующие органы должны предоставить в прокуратуру сведения о предстоящей проверке накануне года, в течение которого она должна быть проведена. Информация о конкретном индивидуальном предпринимателе вносится в план проверок на предстоящий год. Соответствующие сведения публикуются в сети интернет. Как ИП, так и коммерческая организация могут самостоятельно отыскать информацию о предстоящей плановой проверке их деятельности. Это можно сделать, зайдя на сайт Генеральной прокуратуры в определённом субъекте федерации по:
  • ОРГН;
  • ФИО;
  • ИНН ИП;
  • названию юридического лица.

Введённый мораторий на проверку деятельности малого и среднего бизнеса в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года был продлён ФЗ № 480. В Федеральный Закон № 294 был внесён пункт 26.2. Он гласит, что плановые проверки не будут проводиться для представителей малого и среднего бизнеса. Ключевым условием для этого является внесение предпринимателя в Единый реестр субъектов малого бизнеса. Он доступен на официальном сайте Федеральной Налоговой Службы России.

Периодичность проведения проверок ИП

Выездная проверка индивидуального предпринимателя по закону не может длиться более 20 рабочих дней. Это предусмотрено статьёй 13 Федерального закона № 294. Каждый предприниматель должен знать об установленных сроках, для того чтобы не допускать нарушений его прав в этой области. В отношении годовых проверок представителей малого бизнеса действуют следующие ограничения:

  • 50 часов – для предприятий малого бизнеса;
  • 15 часов – для микро-предприятий.

Всего три вида субъектов, которые осуществляют деятельность на территории РФ, подлежат регулярному контролю со стороны государственных органов. Среди них:

  • производства I класса опасности;
  • определенные объекты использования атомной энергии;
  • гидротехнические сооружения I класса из утвержденного государством перечня.

Содействие развитию предпринимательской деятельности

Для оказания содействия в развитии российского малого и среднего бизнеса был принят Федеральный закон №209. Он описывает особенности взаимоотношений между следующими сторонами:

  • юридическими компаниями и ИП.
  • субъектами РФ и органами государственной власти, которые работают в сфере развития малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.

В статье 3 вышеуказанного закона даётся описание понятию «субъекты предпринимательства» и разъясняется суть финансовой организации, социального предпринимательства и социального предприятия.

Развитию предпринимательства в Российской Федерации также способствует специальная политика государства, которая реализуется муниципалитетами. На законодательном уровне обозначены ключевые цели, принципы и направления поддержки предпринимателей, что способствует достижению лучших результатов деятельности, которая направлена на стимулирование развития российского бизнеса.

Таблица «Содержание ФЗ в области поддержки развития предпринимательства в РФ»

Цели Направления поддержки Принципы
Поддержка предпринимательства для повышения здоровой конкуренции Финансовое Разделение ответственности и полномочий между различными уровнями государственной власти: федеральными, государственными и местными
Создание условий для развития Имущественное Равные условия доступа к государственной поддержке (программам и подпрограммам) для представителей малого и среднего бизнеса
Повышение конкурентных качеств изделий, которые произведены представителями малого и среднего предпринимательства Информационное Участие малых и средних бизнесменов в реализации госполитики, а также в проверке правовых актов и нормативов в области индивидуального предпринимательства
Содействие в продвижении продукции, которая производится предпринимателем Консультационное
Стимулирование увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства Образовательное
Помощь в занятости и популяризации самозанятости Инновационное
Увеличение объёма товаров и услуг, которые произведены ИП в ВВП Внешнеэкономическое
Рост суммарного объёма налогов и сборов, которые предприниматели вносят в бюджет

Необходимость создания единого закона о предпринимательской деятельности

Отечественные предприниматели, которые осуществляют деятельность без регистрации юридического лица, имеют такие же права и обязанности, как и коммерческие организации. Их ключевое отличие заключается в гражданско-правовом статусе.

Многие специалисты уверены в том, что нет острой необходимости в создании и приведении в действие закона, который будет направлен на регулирование деятельности ИП. С этой целью можно пользоваться уже действующими нормативно-правовыми актами и тщательно изучить описанные в них права и обязанности по ведению предпринимательства.