Чем отличается логотип от товарного знака?

Товарные знаки и логотипы – это довольно близкие по своему назначению понятия. Созданы они были для того чтобы потребитель без проблем имел возможность отличить один товар от других на него похожих. Различие между этими терминами проводится в основном по юридическим характеристикам. Об этом и будет сегодняшняя статья.

Чем отличается логотип от товарного знака?

Для чего компаниям нужен логотип

Официально такой термин как «логотип» в законодательстве России не употребляется. Это графический символ, который имеет абстрактный или образный дизайн и содержит текст имени товара или бренда, который он представляет.

Изначально логотипы предназначались для привлечения большего внимания к продукту или его создателю, чтобы заставить покупателей запомнить и выделить товар из общей картины похожих друг на друга товаров. Именно так раньше и пытались завоевывать рынок.

Однако сейчас мир не стоит на месте, и никто уже не ограничивается одной сферой влияния. Логотипы в наше время не только рекламируют производителя, но и служат своеобразным знаком для поддержания его репутации.

Классификация логотипов по их дизайнерскому воплощению:

  • в виде символов (так называемые иконки);
  • в виде текстов (буквы и/или цифры);
  • в виде текстов вместе с символами (иконки + буквы + цифры вместе).

Зарегистрировать свои права на логотип в Роспатенте невозможно. Альтернативой может выступить договор с дизайнером, если вам сделали логотип на заказ, что и выступает своеобразным патентом, свидетельствуя об авторстве на исключительные права использования.

В чем проблема регистрации права на авторство

В ГК РФ утверждается исключительное право на созданный правообладателем логотип. Несмотря на то, что любой продукт интеллектуальной деятельности человека является его собственностью и должно охраняться законом, авторское право в России оставляет желать лучшего. Поэтому во всех возможных сферах мы видим много почти одинаковых логотипов, которые практически ничем друг от друга не отличаются.

Фактически логотип может играть роль товарного знака. В таком случае он тесно связан с продукцией, предлагаемой компаниями и индивидуальными предпринимателями. Сам логотип не может быть зарегистрирован в Роспатенте, если создатель не собирается превращать графический символ в товарный знак.

Как уже было сказано ранее, в роли товарного знака может выступать логотип, но только в том случае, если предприниматель осуществил процесс регистрации в соответствии с критериями кодекса Российской Федерации. Если того не требует закон, логотип можно использовать без фиксирования авторства, но на него распространяются права на собственность создателя.

Различные черты товарных знаков

Там, где предназначение логотипа ограничивается популяризацией определенной услуги, товарный знак представляет собой более обширное значение, также служащее методом персонализации, но не бизнеса, а его продукции.

Разновидности товарных знаков:

  • оптический диапазон – текст, графика, объем, символы;
  • не оптический диапазон – звук, свет, обоняние, комбинации.

Не бывает логотипов без какого-нибудь символа, а вот звуковые товарные знаки имеют огромную популярность. Основное отличие этих двух форм персонализации в обязательном внесении товарного знака в Роспатент.

Товарный знак — это юридически обоснованное право на владение методом персонализации продукции. Право собственности гарантируется законодательством и регистрацией в Роспатенте, а также дается владельцу на десять лет с правом продлевать бесконечное множество раз.

К примеру, Кока-Кола, популярный по всему миру товарный знак. Он изначально напоминает не о самой компании, а о простом газированном охлаждающем напитке, что наглядно показывает, как графика применяется в роли товарного знака.

Какие основные плюсы товарных знаков

После процесса фиксирования в Роспатенте гражданин считается единственным собственником товарного знака. Его плагиат или нелегальное использование влечет за собой юридическую ответственность и может повлечь за собой денежное взыскание суммой до 5 миллионов рублей и арестом сроком до 2-х лет.

Если соотнести степень защищенности прав, товарные знаки явно выигрывают. Под защиту прав собственности подпадают только товарные знаки, а логотипы защищены авторским правом.

Различия между логотипом и товарным знаком

За плагиат логотипа никакого наказания не последуют. Применение в личных целях товарного знака, на который уже имеют право, считается юридическим правонарушением: штраф до 5 млн рублей и ограничение свободы до двух лет.

Одна из главных целей товарных знаков заключается в защите предпринимательской деятельности. Логотип же просто служит ее идентификатором – его не нужно регистрировать в Роспатенте, именно поэтому пользоваться им можно без ограничений.

Для еще большей конкретики. У товарного знака, в отличие от логотипа, есть маркировка ®. Уровень защиты предпринимательской деятельности и авторских прав значительно выше, потому что одна из самых главных его преимуществ – самобытность и неповторимость, из-за чего доказывать факт плагиата намного легче, чем в аналогичной ситуации с логотипом.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Что будет, если работать без логотипа или товарного знака?

Это каждый решает самостоятельно, и законом не прописано как обязательное требование для компании – по крайней мере, в соответствии с законодательством России.

Есть ли ограниченное количество логотипов или товарных знаков для одной компании?

Нет, но два или больше логотипа у одной компании не будет иметь никакого смысла. А иметь больше одного товарного знака – нормальное явление в бизнесе.

Как пройти процедуру регистрации логотипа как товарного знака?

Самое первое и более важное – неповторимость изображения логотипа. Также он должен быть связан с услугой, которую предлагает. Например, когда текстовое содержание сходится с названием продукта.